Собака в доме мусульманина: возможно ли это

Современные мусульмане

В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:

  • регулярные пешие прогулки помогают снизить артериальное давление;
  • игра с собакой повышает настроение;
  • собаки крупных пород дают ощущение защищенности и обеспечат надежную защиту хозяина, имущества;
  • помогают в восстановлении после серьезных заболеваний, таких как сердечные приступы.

Владение домашним животным — это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.

Отношение в исламе к собачкам весьма противоречивое. Некоторые мусульмане думают, что собаки являются нечистыми животными, а хуже их только свинья. Не только слюни, но и шерсть животного в этой вере считаются скверными. Несмотря на это, в священной книге мусульман нет ни одного плохого слова по отношению к представителям псовых. Многие священные писания противоречиво высказываются по поводу четвероногих животных. В этом материале с разных сторон рассмотрено, что означает пес в исламе и почему мусульмане не любят собак.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

  1. В исламе запрещена собака как домашнее животное. Фактически, если мусульманин держит ее в качестве домашнего животного, Аллах уберет какую-то небесную награду за добрые дела.
  2. Употреблять в пищу мясо этого животного.
  3. Входить в мечеть. Этот хадис утверждает, что если собака проходит перед людьми, которые молятся, она аннулирует их молитву. Аннулирует означает «сводит к нулю» или «делает неэффективным или неработоспособным». Если группа людей молится и собака ходит между ними в Мекке, то их молитва становится недействительной.
  4. Жить в одном доме. Основная причина: у собак присутствуют многочисленные микробы. Вторая причина, больше религиозного характера — они не позволяют ангелам войти в ваш дом.
  5. Если до одеяния дотронется собака, приступать к молитве в этой одежде нельзя, ее необходимо выстирать и очистить от шерсти.
  6. Нельзя покупать или продавать собаку. Мухаммед считал, что деньги, полученные от продажи, считаются «злыми», как деньги, полученные от проституции, колдовства или ростовщичества.

Исключение для борзых

Собака в доме мусульманина: возможно ли это

Совсем другое отношение в мусульманских странах к такой разновидности борзых, как салюки, которых еще называют персидскими борзыми и газельими собаками. Их здесь очень любят и всячески холят и лелеют. Считается, что это одна из самых древних пород на земле. Это довольно крупная, изящная собака. Ее предназначение — охота на газелей, зайцев, другую мелкую дичь.

На Востоке им шьют специальные покрывала для зимних холодов, а летом они носят легкие плащи, защищающие от солнца и комаров. При этом материал используется самый изысканный, чтобы животные радовали глаз.

Салюки спят на устроенных для них постелях, питаются особенными продуктами, в основном мясными. А также в их меню присутствует выпечка из финикового теста и верблюжье молоко. Считается, что такая пища благотворно влияет на легкие собаки, что придает ей легкость во время бега.

Примечания

  1. сродни Аристотель, Hist. Naturalis
  2. сродни Л. Каценельсон, «Анатомия в древнееврейской письменности», СПб., 1889, стр. 58
  3. תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח — заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б
  4. Toсефта Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне
  5. (Kereti u-Peleti, § 82)
  6. (Аб. Зара, 39б, 40а)
  7. (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83)
  8. (Хул., III, 8)
  9. (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85)
  10. (Хул., 67а, б)
  11. (ср. Иоре Деа, 84)
  12. (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35
  13. (ср. Сифра, Кедошим, конец)
  14. (Танхума, Лев., издание Бубера, Шемини, III, 29)
  15. (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61)
  16. (комментарий к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.)
  17. (Море Невухим, III, 48)
  18. (комментарий к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, издание Иеллинека, стр. 29)
  19. (ком. к Лев., 11, 163d)
  20. (Акедат Ицхак, III, 33б, издание Поллака)
  21. (Зогар, Шемини, III, 41б)
  22. (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79)
  23. 1 2 Али-заде А. А. Харам // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  24. Али-заде А. А. Забх // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  25. Коран, 2:173; 5:3; 5:145; 16:115; см. 6:118,119; 6:121; 22:34.
  26. Коран, 5:1; 6:119.
  27. Али-заде А. А. Рухсат // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  28. Коран, 2:173; 6:119; 16:115.
  29. Коран, 16:14; 35:12.
  30. 1 2 Eisenstein H. (нем.)русск. Animal Life // Encyclopaedia of the Qurʾān, General Editor: Jane Dammen McAuliffe, Georgetown University, Washington DC.
  31. Waines D. Food and Drink // Encyclopaedia of the Qurʾān, General Editor: Jane Dammen McAuliffe, Georgetown University, Washington DC.
  32. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Книга 12. Еда // Булуг аль-Марам / Перевод: Эльмир Кулиев.
  33. Ḥimār / Ruska, J. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)
  34. Али-заде А. А. Халал // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  35. Foltz, 2006, p. 130.

> Литература

Foltz R. Animals in Islamic Tradition and Muslim Cultures. — Oxford: Oneworld Publications (англ.)русск., 2006. — 193 p.

Отношение к собакам в современном мусульманском мире

В современном исламском мире собак крайне мало. Практически никто их не держит в качестве домашних любимцев. Однако их используют для охраны и охоты, а пример тому — знаменитые арабские борзые. В странах Аравийского полуострова хорошая борзая ценится наравне с соколом или породистым конём, а её цена может достигать сотен тысяч долларов.

Слюги (арабская борзая) — очень редкая и древняя порода борзых собак, представлявшая всегда большую ценность, в том числе для мусульман

За пределами арабских стран запреты в отношении собак соблюдаются не очень жёстко. Например, в среде большей части современных казанских татар содержание собаки в доме в качестве домашнего любимца не вызывает каких-либо пересудов.

Мои соседи — мусульмане. Родом они из Азербайджана. В доме у них живёт собачка небольшого размера, их дети постоянно с ней гуляют. Поскольку пёсик комнатного типа и выходит из дома только на прогулку, ценности в качестве охранника он не представляет (я вообще никогда не слышала, чтобы он лаял на кого-то). А вот кошек мои соседи, наоборот, сторонятся, хотя я слышала, что у мусульман к ним трепетное отношение.

Популярные статьи  Щенок икает: как помочь

Мусульмане не держат собак в доме по той причине, что это запрещают им нормы шариата. Однако использование животных в практических целях (для охраны или охоты) вполне допустимо и, с точки зрения классического ислама суннитского толка, не является грехом.

Почему собака в исламе нечистое животное ?

Мусульманские убеждения о собаках иногда сбивают с толку и противоречат друг другу. Большинство считают этих животных ритуально нечистыми. И эти убеждения не единодушны. Почему в исламе собака — нечистое животное? Однако все мнения основаны не на самом Коране, а на хадисах, которые являются комментариями, анализами и интерпретацией Корана. Так почему собака — нечистое животное в исламе? Почему большинство мусульман брезгуют прикасаться к ней? Давайте разбираться.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Ислам

Основная статья: Пищевые запреты в исламе

Нечистые животные, употребление которых запрещено мусульманам определены в Коране и хадисах пророка Мухаммада. Ряд стихов (аятов) Корана запрещают потребление мертвечины, крови и свинины; а также любое другое мясо над которым не было произнесено имя Аллаха. В Коране прямо указывается, что является запрещённым (харам), в то время как всё остальное считается законным и разрешённым (халяль). Согласно Корану даже запрещённые продукты разрешены мусульманам в чрезвычайных ситуациях (например, из-за опасности смерти от голода). Единственными продуктами питания, явно охарактеризованными как законные в Коране, являются животные, взятые из пресной или солёной воды. Мусульманам разрешено употреблять в пищу мясо животных, заколотое иудеями и христианами, за исключением тех, которые специально запрещены, такие как свинина. Запрет на употребление свинины относится как к домашнему виду, так и дикому, и распространяется на все части животного, включая его жир.

В Коране не представлен полный перечень нечистых животных, поэтому исламские правоведы также использовали сунну пророка Мухаммада. Согласно хадисам мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо «любого хищника, у которого есть клыки», «любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, имеющую когти», «мясо домашних ослов», «ежей», «мясо и молоко животных, питающихся нечистотами» и др. Во всех суннитских правовых школах (мазхабах), кроме ханафитского, разрешено есть мясо дикого осла. В свою очередь религиовед А. А. Али-заде отмечает, что можно есть любую рыбу.

Религиовед и иранист Ричард Фольц отмечает, что в большинстве мазхабов (кроме маликитского) нечистым животным считается собака, несмотря на то, что во времена предшествующие принятию ислама арабские кочевники содержали собак для охоты, охраны и выпаса скота.

Собака воет – горе близко

Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.

В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.

Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.

Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.

Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье. Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Даже мелкая собака может серьезно покусать за секунду

Напомним, в августе в загородном парке под Минском такса разорвала лицо 8-летней девочке. Владелец привязал собаку, а рядом остался его знакомый. К нему подошли дети из другой компании, попросили разрешения погладить питомца, и собака напала на девочку. Как говорила мама ребенка, ее дочь только наклонилась. Это подтвердил и знакомый владельца собаки, упомянув, что перед этим дети обступили таксу. Хозяин пса утверждал, что привязал собаку, поскольку ту укусила за лапу оса незадолго до ЧП — и, может, это повлияло на ее поведение?

О собаке хозяин говорил кратко: псу 8,5 лет, нормально живет в семье с детьми, никого не трогал раньше. Суд оштрафовал мужчину на почти 800 рублей за нарушение правил содержания животных.

Кинолог Светлана Ахметова напоминает, что по правилам выгула все собаки ростом в холке выше 25 см на улице должны быть в наморднике и на поводке. И хотя хозяин утверждал, что такса не больше 20 см (а точно в суде не измеряли), специалист в этом сомневается:

— Если это стандартная такса, тем более кобель, то однозначно выше 25 см. Все, что выше, должны ходить с намордником и на поводке. Особенно необученные собаки, а таких у нас большинство. Сейчас очень много пород сделали компаньонами (по международной классификации, собака не для охоты или сторожевая, а просто для времяпрепровождения вместе — Прим. TUT.BY). Но это не значит, что пес безопасен и его можно привести в общество, особенно где дети.

Кинолог говорит, что специалист может воспитать «компаньона» даже, образно говоря, «из какого-нибудь марсианского монстра» — и тот окажется безопаснее невоспитанной таксы.

Никакой закон не обязывает пройти этот курс. Но кинолог подчеркивает: это необходимый минимум для управления собакой в быту.

Популярные статьи  Алапахский чистокровный бульдог: хозяин американских плантаций

Собака в доме мусульманина: возможно ли это

Многие удивлялись: неужели правда, что так тяжело может покусать собака, которая якобы раньше никого и не трогала? Вполне вероятно, говорит Светлана Ахметова.-

— Но вот условия: разрешили трогать собаку без хозяина, люди абсолютно незнакомые, прижали к себе. У собак такие захваты и удержание головы делаются в драке — это для собаки нормальное, генетически заложенное поведение. Но питомец не игрушка, ее нельзя взять в охапку и поджать под себя чужому человеку, — объясняет кинолог.

Но как такая небольшая собака может так сильно ранить? Кинолог объясняет, что за секунду собака совершает несколько кусательных движений.

— Поэтому контроль нужен всегда, расслабляться нельзя. Плюс, это охотничья порода с жесткими челюстями (хоть она может их и не использовать). Вот, например, вы — коллекционер, и висит у вас дома на стене самурайский меч для красоты. Но если вы отвернулись, и ребенок, который пришел в гости, возьмет этот меч — то отрежет себе руку. Меч не стал безопаснее от того, что он просто висит на стене и вы не самурай. То есть даже если вы не ходите с таксой на охоту, это еще не значит, что она перестала быть таксой. А зубы там нормальные, несмотря на короткие лапки. Короткие лапки не потому, что это милашка, чтобы нам было смешнее и приятнее с ней общаться. Они нужны таксе для того, чтобы в нору залезть. У нее челюсти охотничьей собаки, которая должна душить своего соперника в его же доме, например, лису в норе, барсука или енотовидную собаку.

Строго высказывается специалист и про то, что разрешение погладить собаку может давать посторонний человек, а не владелец. Такого быть не должно.

Кошки в хадисах

Любители передавать все что услышат приписывают к Посланнику Аллаха ﷺ историю, где рассказывается, что у него была любимая кошка, которую звали Муизза. Пророк Мухаммад ﷺ настолько любил кошку, что старался не потревожить ее сон, и даже использовал воду, которую пила она, для того, чтобы совершить омовение перед молитвой. Пока Пророк Мухаммад ﷺ проводил свои проповеди, кошка Муизза спала на его коленях. Также из недостоверных сообщений про кошек считается легенда, где кошка однажды спасла жизнь Пророка Мухаммада ﷺ, убив змею, которая забралась в рукав к Пророку Мухаммаду ﷺ и собиралась его ужалить.

Согласно другой легенде, котенок пришел и умостился на краю халата Пророка ﷺ, пока тот общался с учениками. Кошечка урчала, топталась, так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду ﷺ нужно было уходить, он не решился будить котенка, и отрезал полу одежды в угоду котенка.

Все вышесказанное является недостоверным, однако это не говорит о том, что кошки в Исламе не несут в себе блага. Существуют достоверные сообщения, указывающие на то, что кошки являются домочадцами и чистыми животными в Исламе. Они упоминаются неоднократно и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, и всегда отношение к ним очень хорошее и ласковое.

Известна в Исламе история сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, который любил кошек, его звали Абдур-Рахман, но более знаком он мусульманам по своему прозвищу «Абу Хурайра», что в переводе означает «отец кошечек», ведь куда бы он ни направлялся, он везде носил с собой кошку в рукаве своей одежды.

Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Некоторые права животных в исламском законодательстве

Одним из самых важных прав, которые утвердил ислам для животных, является то, чтобы их не мучали. Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо осла, на морде которого было поставлено клеймо, и он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Также передается от Абд Аллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что: 

Все это означает, что с точки зрения ислама причинение страданий животным и отсутствие милосердия к ним считается преступлением.

Ислам предоставил животным право, чтобы их не мучали и не морили голодом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Сахль ибн Аль-Ханзалия (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел верблюда, переносившего поклажу, которая была столь огромной, что за ней не было видно ни спины верблюда, ни его живота. Тогда он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал использовать животных для того, для чего они были созданы. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал об основной пользе от животных, сказав:

Исламское законодательство утвердило право животных на то, чтобы их не использовали как мишень. Однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо двух мальчиков-курейшитов, которые привязали птицу и бросали в неё. Он (да будет доволен им Аллах) сказал им:

Одним из самых важных прав животных, с которыми пришел ислам, является обязательность проявления милосердия и мягкости к ним. Это право воплотилось в словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Передается от Абд Аллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а когда он отошёл по нужде, мы увидели птичку, с которой были два маленьких птенца. Когда мы взяли этих птенцов, их мать подлетела к нам и начала щебетать. Тогда пришёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: 

Популярные статьи  Бостон-терьер (фото): кипучая энергия и искренняя преданность

Исламское законодательство призывает заботиться о правах животных, выбирая для них плодородные пастбища. Если же таковых нет, то необходимо отправить их в другое подходящее место. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом так:

Существует более высокая и ценная степень, которую ислам вменил в обязанность по отношению к животным, чем милосердие – это степень благодеяния и уважения их чувств. Самым великим проявлением этого нрава является то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил мучать животных в момент их заклания: будь то телесные мучения (плохое отношении к ним перед закланием или использование неострого орудия для этого), или же моральные мучения (показывать им орудие заклания) – таким образом для животного происходит, как бы, более одной смерти.

Передают, что Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который поставил ногу на бок барана и затачивал свой клинок, а баран в это время смотрел на него. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

Таковы права животных в исламе: они окружены безопасностью и спокойствием, безмятежностью и уверенностью, пока находятся в обществе, которое озаряет исламская цивилизация.

Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль Ахълякъу уаль Къиему фи-ль-Хадарати-ль-Исламия»

По материалам: http://islamdinr.ru/

Православие

В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».

Ислам

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: